Пресс-служба: 8 (3467) 36-00-12
Приемная: 8 (3467) 38-88-48
E-mail: csi-hm@yandex.ru
Документы учреждения

Приказ № 645 от 29.07.21 года "Об утверждении Методических рекомендаций по оказанию ситуационной помощи инвалидам различных категорий"

Вернуться к списку

    Array
    (
        [file] => Array
            (
                [ID] => 15
                [TIMESTAMP_X] => 2016-11-18 08:16:42
                [IBLOCK_ID] => 13
                [NAME] => Файл
                [ACTIVE] => Y
                [SORT] => 500
                [CODE] => file
                [DEFAULT_VALUE] => 
                [PROPERTY_TYPE] => F
                [ROW_COUNT] => 1
                [COL_COUNT] => 30
                [LIST_TYPE] => L
                [MULTIPLE] => N
                [XML_ID] => 
                [FILE_TYPE] => 
                [MULTIPLE_CNT] => 5
                [TMP_ID] => 
                [LINK_IBLOCK_ID] => 0
                [WITH_DESCRIPTION] => N
                [SEARCHABLE] => N
                [FILTRABLE] => N
                [IS_REQUIRED] => N
                [VERSION] => 1
                [USER_TYPE] => 
                [USER_TYPE_SETTINGS] => 
                [HINT] => 
                [PROPERTY_VALUE_ID] => 11091
                [VALUE] => 86477
                [DESCRIPTION] => 
                [VALUE_ENUM] => 
                [VALUE_XML_ID] => 
                [VALUE_SORT] => 
                [~VALUE] => 86477
                [~DESCRIPTION] => 
                [~NAME] => Файл
                [~DEFAULT_VALUE] => 
                [DISPLAY_VALUE] => Загрузить
                [FILE_VALUE] => Array
                    (
                        [ID] => 86477
                        [TIMESTAMP_X] => 29.07.2021 14:42:57
                        [MODULE_ID] => iblock
                        [HEIGHT] => 0
                        [WIDTH] => 0
                        [FILE_SIZE] => 3732706
                        [CONTENT_TYPE] => application/vnd.openxmlformats-officedocument.wordprocessingml.document
                        [SUBDIR] => iblock/7d2
                        [FILE_NAME] => 19_03_p_645_29_07_2021_eds_19_03.docx
                        [ORIGINAL_NAME] => 19_03-П-645_29_07_2021_EDS_19_03.docx
                        [DESCRIPTION] => 
                        [HANDLER_ID] => 
                        [EXTERNAL_ID] => d2bf7cb6ca654f478bde2ec2fe0fa413
                        [VERSION_ORIGINAL_ID] => 
                        [META] => 
                        [SRC] => /upload/iblock/7d2/19_03_p_645_29_07_2021_eds_19_03.docx
                    )
    
            )
    
    )
    
  • Приказ № 645 от 29.07.21 года "Об утверждении Методических рекомендаций по оказанию ситуационной помощи инвалидам различных категорий"
    3.56 Мб

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный  округ – Югра

(Тюменская область)

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЦЕНТР АДАПТИВНОГО СПОРТА»

ПРИКАЗ


«Об утверждении Методических рекомендаций по оказанию ситуационной помощи инвалидам различных категорий»

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на основании письма Заместителя Губернатора ХМАО-Югры № 19/06-Вх-129 от 15.07.2021 г., с целью улучшения оказания помощи инвалидам и другим маломобильным группам граждан при посещении спортивных объектов БУ «Центр адаптивного спорта Югры»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Отменить приказ БУ «Центр адаптивного спорта Югры» № 19/03-П-4 от 10.01.2017 г. «О порядке оказания ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам при посещении спортивных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

  2. Утвердить «Методические рекомендации по оказанию ситуационной помощи инвалидам различных категорий» (далее – методические рекомендации) согласно приложению к настоящему приказу.

  3. Назначить ответственными лицами за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, инструктажу персонала и контролю за соблюдением сотрудниками требований доступности для инвалидов на объектах БУ «Центр адаптивного спорта Югры» следующих лиц:

- Коржук О.В. – начальника отдела медико-социального сопровождения и реабилитации на объекте «Спортивно-оздоровительный центр», расположенном по адресу г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, д. 17;

- Сергиенко О.А. – начальника отдела по развитию адаптивного спорта г. Югорска на объекте: «Культурно-спортивный комплекс», расположенном по адресу: г. Югорск, ул. Мира, д. 52;

- Кравченко Н.И. – начальника отдела по развитию адаптивного спорта Советского района на объекте «Спортивный комплекс для людей с ограниченными возможностями», расположенном по адресу: г.п. Пионерский, ул. Заводская, д. 13а;

- Бертрам С.В. – начальника отдела по развитию адаптивного спорта г. Нягань на объекте «Специализированный оборудованный спортивный комплекс для занятий спортом людей с инвалидностью», расположенном по адресу: г. Нягань, ул. Пионерская, д. 40 а;

- Воробьева А.А. – директора обособленного подразделения г. Сургут на объекте «Спортивный центр», расположенном по адресу: г. Сургут, ш. Нефтеюганское, д. 20/1;

- Галунко Е.В. – начальника отдела по развитию адаптивного спорта г. Нижневартовск на объекте «Спортивный комплекс «Модуль» для развития адаптивного спорта в г. Нижневартовске», расположенном по адресу: г. Нижневартовск, ул. Мусы Джалиля, д. 1.

  1. Вышеуказанным руководителям структурных подразделений довести настоящий приказ до сведения подчиненных работников под подпись; в течение 10 рабочих дней произвести обучение подчиненных работников и осуществить проверку полученных знаний, далее – один раз в полгода (до 30.06. и 20.12).

  2. Начальнику отдела инноваций и информационного обеспечения (Колегова О.В.) разместить методические рекомендации на сайте учреждения.

  3. Документоведу (Майер Ю.М.) ознакомить с приказом ответственных лиц согласно списка ознакомления под подпись.

  4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Приложение к приказу


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОКАЗАНИЮ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ

ИНВАЛИДАМ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

2021 г.


 

Аннотация

Методические рекомендации разработаны на основании действующих нормативных правовых документов Российской Федерации, устанавливающих требования к обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов и иных маломобильных групп населения и содержат практические подходы к формированию в организации системы оказания помощи инвалидам различных категорий. Настоящие Методические рекомендации подготовлены на основе лучшей отечественной практики.

Методические рекомендации предназначены руководителям и специалистам организаций, оказывающих услуги населению.

Авторы-составители:

Фахретдинова Гюзель Габдельбасыровна, методист БУ «Ресурсный центр развития социального обслуживания», г. Сургут

Филатов Сергей Иванович, председатель Региональной общественной организации инвалидов по зрению «Тифлопуть», г. Сургут

Токарева Ирина Ивановна, директор автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Центр инклюзивного образования и социальной адаптации «Счастье», г. Сургут

Настоящие Методические рекомендации подлежат актуализации ежегодно. Замечания и предложения по совершенствованию Методических рекомендаций следует направлять в Депсоцразвития Югры по адресу электронной почты: socprotect@admhmao.ru


 

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование раздела

Стр.

1. Общие положения

5

2. Основные термины и их определения

7

3. Краткий анализ нормативных правовых и нормативно-технических документов как основы формирования доступной среды и контроля в части обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов и иных маломобильных групп населения

10

3.1. Основные нормативные правовые документы

10

3.2.  Нормативно-технические документы в проектировании и строительстве, определяющие требования к доступности объектов

16

4. Организация работы по обеспечению доступности услуг для инвалидов

19

5. Рекомендации персоналу организаций по оказанию ситуационной помощи инвалидам при обслуживании с учетом специфических потребностей различных категорий инвалидов

32

5.1. Характеристика типичных нарушений инвалидов различных категорий

33

5.2. Краткая характеристика существенных барьеров окружающей среды для основных категорий инвалидов; пути их преодоления с помощью персонала и вспомогательных средств

36

5.3. Оказание ситуационной помощи инвалидам

45

5.4. Рекомендации по взаимодействию и оказанию помощи инвалидам при получении услуг с учетом имеющихся стойких нарушений

48

5.5. Способы подписания инвалидами документов, в том числе заявлений

60

Приложение 1. Нормативные правовые документы по вопросам формирования доступной среды (с комментариями)

64

Приложение 2. Нормативно-технические документы в проектировании и строительстве (с комментариями)

83

Приложение 3. Приказ о назначении ответственных сотрудников за организацию и проведение работы в (наименование организации) по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов (примерный)

93

Приложение 4. Положение по обеспечению условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи (примерное)

94

Приложение 5. Примерный перечень функций сотрудников по обеспечению доступности для инвалидов объектов (помещений) и услуг в организации

102

Приложение 6. Приказ об утверждении порядка взаимодействия сотрудников (наименование организации) при предоставлении услуг инвалиду, а также оказания при этом необходимой помощи (примерный)

111

Приложение 7. Порядок взаимодействия сотрудников при предоставлении услуг инвалиду, а также оказания при этом необходимой помощи (примерный)

112

Приложение 8. Примерная программа обучения (инструктирования) сотрудников организации по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

117

Приложение 9. Инструкция по основным приемам оказания помощи при передвижении инвалидов с нарушением зрения (примерная)

124

Приложение 10. Перечень видеоматериалов, рекомендованные для использования при составлении инструкций по основным приемам оказания помощи инвалидам различных категорий

128

Приложение 11. Журнала учёта проведения инструктажа персонала по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг (примерная форма)

130

Приложение 12. Приказ об организации паспортизации объекта и предоставляемых на нём услуг (примерный)

131

Приложение 13. Акт согласования с полномочным представителем общественного объединения инвалидов мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги (с приложением)

134

Приложение 14. Список примерных тем для инструктирования сотрудников по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов услуг и объектов

138

Приложение 15. Памятка для инвалидов по вопросам получения услуг и помощи со стороны персонала на объекте (примерная)

140


 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Методические рекомендации по оказанию ситуационной помощи людям инвалидам различных категорий (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях регламентирования порядка организации системы оказания помощи инвалидам в преодолении барьеров, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей для реализации прав и свобод, разностороннего участия в жизни общества, социальной интеграции, а также получения необходимых услуг для повышения уровня и качества жизни.

Методические рекомендации разработаны с учетом требований и норм международных документов в области обеспечения прав и социальной защиты инвалидов, в том числе Конвенции о правах инвалидов, действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, а также технических нормативных правовых актов, строительных, противопожарных и иных норм в области доступности для инвалидов объектов и услуг. При разработке использовались методические материалы общественных организаций инвалидов, Федерального ресурсного (информационно-методического) центра по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения Минтруда России, автономной некоммерческой организации «Межрегиональный ресурсный центр «Доступный мир».

Методические рекомендации предназначены руководителям и специалистам организаций, оказывающих услуги населению, для практического применения в работе при решении вопросов обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.

Методические рекомендации содержат перечень нормативных правовых документов, регламентирующих обеспечение доступности для инвалидов услуг, примерный порядок организации работы по обеспечению доступности услуг для инвалидов, характеристики типичных нарушений инвалидов различных нозологических групп, барьеров окружающей среды для основных категорий инвалидов, пути их преодоления с помощью персонала и вспомогательных средств, рекомендации по взаимодействию и оказанию помощи инвалидам, а также примерную тематику обучения сотрудников, примерные формы документов, разрабатываемые организациями для обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов.

Вопросы организации условий доступности зданий, сооружений, объектов в настоящих Методических рекомендациях рассматриваются в объеме, влияющим на оказание ситуационной помощи.

При использовании настоящих Методических рекомендаций необходимо проверять действие (актуальность) нормативно-правовых актов, упомянутых в документе, т. к. ряд документов ограничен по срокам действия. Так же следует учитывать, что использование сводов строительных правил и регламентов, которые имеют статус действующих, но не включенных в Перечни сводов правил или частей сводов правил, в результате применения которых на обязательной или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденных соответствующим образом на федеральном уровне, должны подтверждаться результатами испытаний, проб и экспериментов.


 

2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Применительно к настоящим Методическим рекомендациям используются приведенные ниже термины и определения:

Адаптация – приспособление к новым условиям. Здесь: приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей маломобильных групп населения [9].

Акустические средства – речевые синтезаторы, речевые оповещатели, громкоговорители, репродукторы и т.п.), в том числе устройства звукового дублирования визуальной информации [9].

Альтернативная (дополнительная) коммуникация – все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие активную экспрессивную речь людям, не способным общаться с помощью речи [8].

Ассистивное оборудование – различные устройства, продукты, программное обеспечение, направленные на усиление, поддержку или улучшение функциональных возможностей людей с инвалидностью и позволяющие обеспечить доступ к информации, процессу общения, информационно-образовательной среде [2].

Визуальные средства информации – носители информации в виде зрительно различимых текстов, знаков, символов, световых сигналов, имеющих повышенные характеристики распознаваемости с учетом особенностей восприятия людьми с нарушением функций органов слуха [9].

Дискриминация по признаку инвалидности – любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в РФ прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области [3].

Доступность, безбарьерность (для инвалидов) – термин, используемый для обозначения равного доступа для лиц с инвалидностью к любой среде, информации и средствам коммуникации. Это означает, что лица с инвалидностью должны иметь возможность пользоваться товарами или услугами и взаимодействовать с общественностью на том же уровне, что и лица без инвалидности [9].

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности [4].

Маломобильные группы населения – люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, люди с детскими колясками и т.п. [3].

Общественные организации инвалидов – организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 %, а также союзы (ассоциации) указанных организаций [4].

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» [4].

Организация – компания, объединение, фирма, предприятие, орган власти или учреждение либо их часть или сочетание, акционерные или неакционерные, государственные или частные, которые выполняют свои собственные функции и имеют свою собственную администрацию [1].

Примечание – Применительно к организациям с более чем одной функционирующей организационной единицей: одна такая единица может быть определена как организация.

Пандус – сооружение, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, состоящее из маршей (имеющих сплошную наклонную по направлению движения поверхность) и горизонтальных площадок (для отдыха и / или маневрирования) [9].

Разумное приспособление – внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем – в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод [9].

Ситуационная помощь – это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих получению услуг, оказываемых населению.

Тактильные средства информации – носители информации, передаваемой инвалидам по зрению и воспринимаемой путем прикосновения [9].

Технические средства реабилитации – устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида[9].

Универсальный дизайн – дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный их сделать в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей; универсальный дизайн не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо [9]

Шрифт Брайля – специальный рельефно-точечный шрифт для лиц с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих[9].


 

3. КРАТКИЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ И КОНТРОЛЯ В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ИНЫХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

На современном этапе требования к доступности объектов и услуг для инвалидов и порядку их реализации в Российской Федерации установлены:

нормативными правовыми документами (как правило это документы для обязательного исполнения);

нормативно-техническими документами в проектировании и строительстве (для обязательного и добровольного применения).

Указанные документы являются основой в работе органов власти всех уровней и организаций различной ведомственной принадлежности и различных форм собственности по формированию доступной среды для инвалидов и иных маломобильных граждан, а документы для обязательного исполнения являются и основой для осуществления государственного контроля (надзора) в части обеспечения доступности объектов и услуг[7].

3.1. Основные нормативные правовые документы

1) Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон
 № 181-ФЗ), в редакции Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее - Федеральный закон № 419-ФЗ);

2) отраслевые федеральные законы, действующие в приоритетных сферах жизнедеятельности, с изменениями, внесёнными законом № 419-ФЗ, вступившими в действие с 01.01.2016;

3) подзаконные акты, также вступившие в действие 01.01.2016, среди которых:

отраслевые порядки обеспечения доступности объектов и услуг, утверждённые приказами федеральных отраслевых органов власти;

планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, утверждённые как федеральными, так и региональными органами власти, и органами местного самоуправления.

Нормативные правовые документы по вопросам формирования доступной среды (с комментариями) приведены в Приложении 1.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ
 (с изменениями, внесёнными Федеральным законом № 419-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно- правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учётом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего её специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

При этом, согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона № 419-ФЗ, положения части первой статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ относительно обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. То есть, требования положений Федерального закона № 181-ФЗ (из приведённой выше цитаты статьи 15) относительно обеспечения беспрепятственного доступа к объектам и беспрепятственного пользования транспортом (путём исполнения обязательных разделов СП 59.13330.2012) распространяются на новые объекты инфраструктуры и транспортные средства, либо прошедшие реконструкцию или модернизацию. В тоже время проектная документация по новому капитальному строительству с 1 июля 2015 г. Должна разрабатываться по принципу «универсального дизайна». Разработка проектной документации по новому капитальному строительству по принципу разумного приспособления недопустимо.

Относительно действующих объектов (до их реконструкции или капитального ремонта) Федеральный закон № 181-ФЗ предлагает путь решения вопросов доступности объектов и услуг частью 4 статьи 15: если существующие объекты невозможно полностью приспособить с учётом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги (самостоятельно либо с помощью персонала организаций, предоставляющих услуги на этих объектах) либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

О порядке согласования решений с полномочными представителями общественных объединений инвалидов будет сказано ниже.

Часть 3 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ устанавливает обязательство органов власти всех уровней и организаций, предоставляющих услуги населению, осуществлять инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Органами власти всех уровней могут приниматься согласно их полномочиям правовые, организационно-распорядительные и методические документы (федерального, регионального, муниципального уровня), которые подлежат исполнению подведомственными структурами в соответствии со статусом документа.

Описанные позиции Федерального закона № 181-ФЗ приняты за основу федеральными органами власти в установленных сферах деятельности и вошли в утверждённые ими отраслевые порядки обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи. Они являются документами для обязательного применения органами власти и организациями, находящимися в ведении соответствующих федеральных органов власти или осуществляющими деятельность в сферах регулирования этими органами власти. В целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, определённых статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, органами власти формируются планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предусматривающие сроки их реализации и ответственных исполнителей; осуществляется их ежегодный мониторинг.

Отраслевой порядок и «дорожная карта» соответствующего органа власти – это основа для организации работы и органов власти, и организаций по практическому решению вопросов доступности объектов и услуг, в том числе по их обследованию и паспортизации, по разработке управленческих решений, направленных на поэтапное повышение уровня доступности объектов и услуг.

Результаты паспортизации, согласно отраслевым порядкам, являются основанием для корректировки «дорожных карт». Эта взаимосвязь документов, которые являются не только основой организации работы, но и основой контроля в части исполнения обязательных требований обеспечения доступности объектов и услуг, проиллюстрирована на рисунке 1 «Взаимосвязь основных документов в решении вопросов доступности объектов и услуг».

Перечень отраслевых порядков с комментариями представлен в Приложении 1 к Методическим рекомендациям.

Рис. 1. Взаимосвязь основных документов

в решении вопросов доступности объектов и услуг

Таким образом, в соответствии с положениями современного федерального законодательства принципиально различно решаются проблемы обеспечения доступности:

новых объектов, введённых в результате проектирования и строительства, а также их реконструкции (после 1 июля 2016 года);

действующих объектов (до их капитального ремонта и реконструкции).

В первом случае (в отношении «новых» объектов) - применяются требования обязательных к исполнению нормативно-технических документов в проектировании и строительстве в соответствии с принципами «универсального дизайна», включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждаемого постановлением Правительства Российской Федерации. В то же время следует помнить, что своды правил обязательного применения не могут в полной мере обеспечить реализацию принципов «универсального дизайна», поэтому при разработке проектных решений следует руководствоваться, в том числе Перечнем документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждаемого Агентством  по техническому регулированию и метрологии.

При реконструкции и капитальном ремонте возможно решение вопросов в рамках «разумного приспособления» с учетом использования выше обозначенных перечней сводов строительных правил.

Во втором случае (в отношении действующих объектов) - с учётом принципа «разумного приспособления» организуется приемлемый вариант обеспечения доступности предоставляемых услуг на существующем объекте путём:

обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги;

предоставления необходимых услуг по месту жительства инвалида
 (в ином месте его пребывания);

предоставления услуг в дистанционном режиме (где это возможно).

Меры, обеспечивающие доступ инвалидов к месту предоставления услуги (либо самостоятельно - путём обеспечения их индивидуальной мобильности; либо с помощью персонала) должны быть согласованы с полномочными представителями общественных организаций инвалидов и иметь обоснование принятым решениям по определению форм предоставления услуг. В случае ограничений для отдельных категорий инвалидов по формам предоставления услуг, которые не будут иметь объективных оснований, действия руководителя учреждения/ организации могут быть расценены, как дискриминация по признаку инвалидности.

Для обеспечения участия представителей общественных организаций инвалидов в паспортизации объектов (по согласованию с общественной организацией инвалидов) и, при необходимости, в согласовании управленческих решений, направленных на обеспечение доступа инвалидов к месту (местам) предоставления услуги (услуг) в субъекте Российской Федерации должен быть установлен порядок определения статуса полномочных представителей общественных организаций инвалидов и организации их работы, с которым должны быть ознакомлены и территориальные общественных организаций инвалидов, и все органы власти и организации, вовлечённые в решение вопросов доступности для инвалидов объектов и услуг. Это может быть решение регионального совещательного органа (координационного совета) с участием общественных организаций инвалидов, которым может быть установлен этот порядок, а также: перечень (реестр) общественных организаций инвалидов, направляющих своих полномочных представителей для этой деятельности; примерные формы документов, в частности, акта согласования решений о доступности для инвалидов объектов и услуг с полномочным представителем общественных организаций инвалидов[7].

3.2. Нормативно-технические документы в проектировании

и строительстве, определяющие требования к доступности объектов

Нормативно-технические документы в проектировании и строительстве, определяющие требования к доступности объектов, разработаны и проходят периодическую актуализацию в порядке исполнения Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ).

Это своды правил, государственные и национальные стандарты и т.п. Нормативно-технические документы в проектировании и строительстве (с комментариями) приведены в приложении 2 настоящих Методических рекомендациях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года № 985 утверждён Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федер