БОРИС ЛЕТИН: «С ТАКИМИ ЛЫЖНИКАМИ И КАШУ СВАРИШЬ, И ЛЮБЫЕ ВЕРШИНЫ ВОЗЬМЕШЬ»
Тренер, он же наставник, проводник в мир спорта – одна из самых уважаемых и востребованных профессий. Для миллионов детей в нашей стране тренер становится не просто учителем, но и лучшим другом, советником. Кто идет работать в эту профессию? Люди с большим сердцем, высокой степенью ответственности, организаторы и инноваторы по своей сути, люди-магниты, притягивающие к себе сильной харизмой. У тренеров Центра адаптивного спорта Югры все эти качества умножаются как минимум вдвое.
Югра уже много лет является одним из лидеров по развитию лыжного спорта. Здесь тренируются чемпионы и призеры Олимпийских и Сурдлимпийских игр, получают свое развитие лыжники с поражением опорно-двигательного аппарата. В 2011 году было положено начало еще одному направлению – лыжные гонки для людей с интеллектуальными нарушениями. Одним из первых работу с подростками коррекционных школ начал вести Борис Николаевич Летин. Сегодня его спортсмены являются чемпионами и призерами Всероссийских Спартакиад Специальной Олимпиады России.
– Борис Николаевич, расскажите, почему Вы выбрали профессию тренера?
– Родился и вырос я в Омске, там же занимался лыжными гонками. Восторгался успехами лыжников: Еленой Вяльбе – рекордсменом по количеству индивидуальных побед, а ныне президентом Федерации лыжных гонок России, Любовью Егоровой и Ларисой Лазутиной – многократными олимпийскими чемпионками, биатлонистом Владимиром Смирновым. У меня получилось выполнить норматив кандидата в мастера спорта, а дальше встал выбор профессии. Кто занимался лыжными гонками, знает, что в этом есть своя магия: тренер для ребенка как волшебник. У него огромное количество разных баночек, порошков, щеток. Когда и как их применять для того, чтобы лыжи ехали быстрее остальных – большое искусство. Наставник не только учитель, но и безусловный авторитет, который умеет подобрать нужные слова, настроить воспитанника на гонку, ободрить в случае поражения. Это очень важно, особенно в соревнованиях, ведь порой судьба медали решается даже не в разрезе нескольких секунд, а десятых долей!
Еще в детстве я понял, что хочу также: вести за собой детей, помогать им совершенствоваться в спорте, достигать целей. Всё это и повлияло на мое решение поступить в педагогический.
– Расскажите о том, как Вы пришли в адаптивный спорт?
– В 2011 я с семьей переехал в Сургут, где планировал начать тренерскую деятельность со здоровыми атлетами, но мест в спортивной школе не было, тогда поступило предложение поработать с ребятами, имеющими интеллектуальные нарушения. Я согласился, набрал группу. Начинали, как водится, с азов, а спустя два года уже был значительный прогресс у каждого воспитанника. Интересно, что в тот самый момент меня позвали работать со здоровыми ребятишками, но я отказался.
– Почему?
– Я увидел такую самоотдачу у своих подопечных, которой позавидуют многие олимпийцы. Помню, дал задание ребятам проехать 10 километров, а погода тогда была плохая, ветер со снегом, трассу перемело. Думал, что сейчас проедут круг и попросят уменьшить дистанцию, а они молча катятся, видно, что тяжело, устали, но крепятся, не сдаются. Вот тогда и понял: с такими и кашу сваришь, и любые вершины возьмешь.
– Как спорт влияет на Ваших воспитанников?
– Первое время они не могли сами доехать до лыжной базы. Я их отвозил на машине, учил ориентироваться в городе. Со временем стал поручать самостоятельные задания, прививая тем самым ответственность за свои действия, а дальше мы начали выезжать на соревнования в другие города. Первым стартом стала зимняя Специальная Спартакиада в Ханты-Мансийске, которую проводит Центр адаптивного спорта Югры. Если сначала они осторожничали и плохо осваивались в незнакомых местах, то сейчас им уже не составит труда добраться до нужного адреса даже в новом городе.
Скажу прямо: среди моих воспитанников есть те, у кого еще несколько лет назад официально была вторая группа инвалидности. Недавно мы делали тест Векслера, который позволяет определить уровень интеллектуального развития человека. Результаты порадовали! У ребят признали задержку психического развития средней степени, а инвалидность сняли. Это большой прогресс, на который повлияли школа и занятия спортом.
– Кстати о школе. Страдает ли учеба в связи с занятиями лыжными гонками?– Да, совмещать спорт и учебу сложно. Но спорт – это не просто физическое совершенствование, но и умение самоорганизовываться. На сборах лыжники занимаются онлайн – учителя идут навстречу. С другой стороны, для ребят это вызов, новая цель, которую нужно достигнуть. И они справляются, конечно, не без помощи родителей, но всё же.
Они пользуются уважением в своих учебных заведениях, одноклассники ими восхищаются. Действительно, у наших спортсменов большие заслуги. Взять, к примеру, Единые Игры Специальной Олимпиады, которые прошли в январе этого года. На них четверо моих лыжников завоевали восемь медалей различного достоинства! И это при высочайшей конкуренции – на Играх участвовало 1500 человек со всей России, а также гости из Белоруссии.
– Какие планы сейчас?
– Для нас сезон 2022-2023 гг прошел хорошо. В январе ребята успешно выступили на Единых Играх в Казани. Следом был чемпионат и первенство России в Перекопе. Несмотря на высочайшую конкуренцию, югорчане уверенно вошли в десятку сильнейших, Вероника и Георгий дважды были в пятерке самых быстрых. Сезон завершился в Каменск-Уральском на Кубке России. Там Веронике удалось завоевать бронзу в гонке на 5 км свободным стилем и выполнить норматив кандидата в мастера спорта России. Впереди межсезонье, ребята погрузятся в учебу, летом начнется активная подготовка к новому сезону.
– Какого развития для своих подопечных Вы бы хотели?
– Сейчас, пока дети растут, мы можем их стимулировать, но встает вопрос о том, куда им стремиться после достижения совершеннолетия? Для любого спортсмена с инвалидностью паралимпийская медаль – главная цель самосовершенствования. К тому же, спорт высших достижений – это рабочие места для ребят, входящих в состав региональных, национальных команд. В настоящее время лыжные гонки среди людей с интеллектуальными нарушениями не включены в программу Игр, в то время как легкоатлеты принимают участие в Паралимпиадах с 2000-го года. Остается надеяться и верить, что наша дисциплина когда-нибудь пополнит программу Паралимпийских игр и лыжники с интеллектуальными нарушениями получат возможность с гордостью представлять Россию на главных стартах четырехлетия.Интервью взяла Дарья Шильникова