Пресс-служба: 8 (3467) 36-00-12
Приемная: 8 (3467) 38-88-48
E-mail: csi-hm@yandex.ru
Валентина Сивкова: «Первые мероприятия Центра адаптивного спорта организовывали вдвоем»
12.10.2021

Валентина Сивкова: «Первые мероприятия Центра адаптивного спорта организовывали вдвоем»

Мы продолжаем рубрику «Центру адаптивного спорта Югры — 15 лет». Сегодня о своей работе здесь рассказывает Валентина Сивкова — начальник отдела физкультурно-массовой работы Центра адаптивного спорта и директор СХК «Югра».

— Валентина, в 2006 году вы окончили вуз, удачно трудоустроились по специальности в комитет по физической культуре и спорту администрации Ханты-Мансийского района. Как вы оказались в Центре и с чего началась ваша работа?

— Как-то общаясь по работе с Михаилом Вторушиным, в те годы специалистом городского комитета по ФКиС, зашел разговор о создании в Ханты-Мансийске Центра спорта инвалидов. «Не хочешь там поработать?», — спросил Михаил. И спустя несколько дней я познакомилась с Эдуардом Исаковым — первым директором Центра. Хотя, по сути, это уже было собеседование. Эдуард Владимирович — человек прямой, практически сразу поставил условие — в кратчайший срок освоить компьютер. А так как я уже не сомневалась, что хочу участвовать в реализации масштабного и значимого проекта под названием «Центр спорта инвалидов», то после встречи пошла в магазин покупать в кредит компьютер и несколько дней и ночей усиленно его осваивала.

5 февраля 2007 года — мой первый день работы в Центре. Я стала вторым сотрудником учреждения после директора, а через два дня трудоустроилась экономист Алена Осинцева.

Pervye-rabotniki-TSentra-_1_.jpg

Первое время мы втроем работали за приемную, отдел кадров, бухгалтерию, делопроизводство — в общем, за все тогда еще не существующие структурные подразделения. Офис располагался в Центре спортивной подготовки сборных команд Югры. У нас был один кабинет с компьютером и одна флешка на двоих с Аленой, с которой мы бегали по этажам в поисках принтера, так как оргтехники никакой у нас еще не было, как, впрочем, телефона и Интернета.

В марте мы трудоустроили инструктора-методиста Олега Стребкова, тренеров Юрия Курдюмова, Алексея Воробьева, Валерия Прохорова.

— Расскажите об участии в первом окружном мероприятии. Интересны ваши впечатления, чувства и эмоции.

— Моим первым выездным мероприятием стала спартакиада среди детей-инвалидов, которую мы проводили в Лангепасе. Здесь я на практике поняла многие вещи, которые теоретически казались простыми. Было не по себе от количества детишек с инвалидностью. Тяжело было смотреть, как бежит маленький ребенок, к примеру, с сильным ДЦП, падает, пытается встать. Хотелось подбежать, поднять, помочь, но нельзя. Я как могла крепилась до конца соревнований, а потом полночи проревела в номере гостиницы. Зашел Эдуард Владимирович и сказал слова, которые я навсегда запомнила: «Будут слезы — работать здесь не сможешь. Ты должна этих ребят воспринимать так, как будто это здоровые, обычные дети. Они сильные духом, ими нужно гордиться, а не жалеть».

— Были ли на соревнованиях курьезные случаи, вызывающие улыбку?

— Вспоминается первый международный легкоатлетический чемпионат в Чехии. В Брно мы ездили с тренером Владимиром Даценко из Лангепаса и его воспитанниками. В те годы со спортинвентарем были проблемы и часто на тренировках не только у нас, но и к примеру, в институте, когда я училась, в эстафете использовалась не палочка, а бутылка из-под лимонада. И вот бегут у нас ребята эстафету, доходит очередь до Жени Демина. Артем Хлескин передает ему эстафетную палочку, а тот взял ее в руки и стоит. Я в шоке, кричу ему с трибуны: «Беги-и-и, беги-и-и!!!» А он стоит. Потому что эстафетную палочку на тренировках никогда не использовали. Ну, и стали мы третьими, хотя претендовали на золото.

— Все ли верили в успех нового проекта по созданию Центра спорта инвалидов? С какими трудностями приходилось сталкиваться?

— Этап недоверия, который поначалу был у некоторых спортсменов с инвалидностью и спортивных функционеров, прочивших Центру не более трех лет существования, быстро прошел. Все быстро осознали эффективность и уникальность учреждения — ведь наш руководитель вникал во все аспекты и отстаивал интересы инвалидов на всех уровнях. С первых дней работы Центра мы входили в состав комиссии по приемке жилых домов объектов городской инфраструктуры, проверяя их доступность для инвалидов. Переломным моментом в обеспечении доступности объектов стала подготовка к зимним Паралимпийским играм в Сочи. После этого практически была снята проблема транспортной доступности для инвалидов. До этого времени мы в командировках вынуждены были и на автобусы, и в поезда, и в аэропортах поднимать наших колясочников на руках. Были проблемы с перелетами, провозкой багажа и спортивного инвентаря. Это не считая того, что в силу своих ограничений некоторые спортсмены путали даты и опаздывали на рейсы. После Паралимпиады, к которой организаторы готовились основательно, практически в каждом поезде появились специально оборудованные вагоны для инвалидов, спецобслуживание, персонал и транспорт для инвалидов.

Все выездные соревнования сейчас проходят организовано на федеральных спортивных базах или полностью оборудованных спортивных комплексах. А раньше в тех же Чебоксарах забронировать приличную гостиницу было очень сложно. Вспоминаю, как нам в 2008 году не хватило мест, и мы спали на лавочках на лыжном складе.

— Основные задачи Центра — это, помимо решения проблем людей с инвалидностью, развитие массового спорта и, конечно же, спорта высших достижений. Как удавалось решать эти проблемы? Для округа это был совершенно новый проект, аналогов в Югре ему не было, да и в России, пожалуй, мало кто этим занимался.

— Эдуард Владимирович постоянно ходил на заседания комиссий, советов, обивал пороги чиновников правительства округа, буквально выбивая дополнительное финансирование, штатные ставки, обосновывал, доказывал, убеждал, решал вопросы обеспечения реабилитационными средствами, колясками, протезами, жилищные, трудовые, образовательные и другие социальные вопросы спортсменов с инвалидностью. Именно благодаря его одержимости Центр спорта инвалидов с первых лет начал свою работу очень мощно. Практически каждые полгода мы увеличивали количество мероприятий, и если сначала их было три-четыре, то сейчас это 14 комплексных спартакиад, включающих в себя чемпионаты и первенства. Параллельно с ростом количества мероприятий росли спортивные результаты наших спортсменов.

Первой спортивной дружиной в Центре адаптивного спорта Югры стала команда по волейболу сидя, затем мы стали развивать волейбол спорта глухих, в 2011 году стали формировать следж-хоккейную команду, которая до момента официального образования дебютировала на чемпионате России и сразу вошла в тройку лидеров, завоевав бронзу.

Snimok-_1_.png

Сегодня в штате Центра более 350 сотрудников, включая спортсменов и тренеров. За каждое направление отвечает отдельный специалист и Центр работает слаженно, как часы. Я считаю, что это главный залог нашего успеха — работа профессиональной команды. А ведь когда-то мы с Эдуардом Владимировичем организовывали первые мероприятия вдвоем. Приходилось вставать в 6 утра, чтобы до начала стартов подготовить спортивный инвентарь, проверить готовность спортплощадок, встретить команды. Затем проводили мероприятие, подводили итоги, заполняли протоколы, развозили спортсменов в гостиницы.

За эти годы значительное развитие получила инфраструктура спортивных комплексов. Помню, как при проведении первых открытых спартакиад у нас не было площадки для метания, и мы метали в открытом поле, на территории нынешнего Археопарка.

Spartakiada_092-_1_.jpg

Потом нам отвели для этого место на задворках биатлонного центра, где нашим ребятам приходилось метать не на ровной площадке, а в гору. Сегодня, когда есть метательный сектор на стадионе «Югра-Атлетикс», воспоминания об этих первых тренировках и соревнованиях тоже вызывают ностальгическую улыбку и гордость за то, чего удалось достичь Югре в развитии адаптивного спорта.

Практически каждое сооружение, в котором проходили тренировки и соревнования для инвалидов, требовало серьезной реконструкции для адаптации к занятиям. Когда мы проводили первые соревнования по плаванию в бассейне ЮГУ, большим плюсом был лифт, на котором можно было поднять участников на этаж, где находится бассейн. На этом доступная среда заканчивалась и из раздевалок попасть в бассейн можно было только миновав длинные коридоры и ступеньки. Не было и такого сопровождения в плане безопасности, как сейчас – медиков, спасателей. А там больше десяти спортивных дорожек. И мы каждый раз очень переживали за спортсменов. Ведь при возникновении нештатной ситуации прыгали в воду сами организаторы. И происходило это практически на каждых соревнованиях, так как у спортсменов с ДЦП часто бывают приступы спастики и судороги.

img_7864-_1_.jpg

— Центр адаптивного спорта Югры сегодня — какой он?

У Центра на сегодняшний день множество рекордов и спортивных достижений — более 3000 медалей на соревнованиях различного уровня. Но главное достижение — это человеческий потенциал.

Центр изменил тысячи судеб, развернув их не просто к физической культуре и спорту, а открыв новые возможности, подарил новые знакомства, на примере других людей с инвалидностью показал, что спорт может быть увлечением, а может стать и настоящей перспективной работой. Занимаясь спортом, можно общаться и даже найти свою любовь.

Центр адаптивного спорта Югры — это дружная, сплоченная семья, где один за всех и все за одного. Сегодня мы являемся одним из ведущих учреждений в сфере адаптивного спорта в России, на которое равняются регионы. Сегодня в Центре сформировалась команда, нацеленная на результат. Мы делимся опытом со всей Россией, проводим всероссийские и международные турниры, постоянно ищем новые пути развития, открываем филиалы, продвигаем адаптивный спорт в муниципалитетах. Большая работа проводится по формированию спортивного резерва, так как именно юниоры будут представлять в будущем Югру и Россию на состязаниях различного уровня.

Для меня Центр — это любимая работа, на которую я вот уже 15 лет всегда иду с радостью и хорошим настроением!

9d1a1718-_1_.jpg

Источник: www.ugra-news.ru

Вернуться к списку